Акция – это такая ценная бумага, являющаяся свидетельством того, что акционер вложил какую-либо долю средств в акционерное общество, благодаря чему стал получать прибыль в виде дивидендов.

Процесс оценки стоимости акций заключается в оценке части бизнеса, соответствующей размеру доли акционера. Акции выступают в роли экономического инструмента, способного приносить доход обладателю за счет роста своей стоимости или получения дивидендов. Обычно оценка акций нужна компаниям с собственными акциями или тем, кто владеет ценными бумагами других компаний. Реже в оценке акций нуждаются физические лица.

Рассматриваемый процесс характерен при купле-продаже пакета акций, при оформлении кредита, наследства, при реорганизации или ликвидации предприятия, или, чтобы распределить имущество между владельцами и в других ситуациях.

Как и в других видах оценки для оценки акций необходим набор документов, включая реквизиты заказчика, информацию о его имуществе, данные о бухгалтерском балансе и список средств предприятия за последний отчетный период.

Следует различать акции, участвующие в обороте. Они бывают котируемые – это акции, размещенные на фондовых рынках, и некотируемые – акции компаний, которые не перечислены на бирже и не продаются на рынке. Для каждого вида применяют разные подходы к оценке.

Так же как и в других видах оценки здесь используют три подхода: сравнительный – основанный на сравнении и анализе цен акций аналогичных предприятий, затратный – пересчет стоимости активов предприятия на текущую рыночную и доходный – основанный на будущих доходах предприятия.

Чтобы начать процедуру оценки стоимости акций, нужно определить, каким подходом можно произвести оценку. Так, для крупных предприятий в рамках масштабного бизнеса используют все три подхода, для средних — доходный и затратный, для маленьких компаний чаще всего только затратный.

При использовании разных походов применяются различные методы оценки акций. В рамках доходного подхода распространены:

  • метод дисконтирования будущих потоков – его есть смысл использовать, если нынешние денежные потоки резко отличаются от ожидаемых;
  • метод капитализации прибыли – используется при стабильных уровнях доходов как текущих, так и ожидаемых.

При затратном подходе выделяют метод чистых активов – расчет разности нынешней стоимости активов и пассивов компании, на определенную дату.

Для сравнительного подхода характерны метод рынка капитала, основанный на ценах, уплаченных за акции аналогичных компаний и метод продаж, отличием которого является ориентир на цены контрольных пакетов акций аналогичных компаний.

Важно понимать, что при оценке не всегда требуется оценить все 100% акций, поэтому нужно определить контрольным ли является оцениваемый пакет акций или нет.

Некотируемые же акции оценивают другим методом. Чтобы оценить стоимость одной акции необходимо провести оценку всего бизнеса, выпустившего акции. Также проводится анализ бухгалтерских отчетов, информации об активах и пассивах, проверяется кредитная история предприятия, наличие обременений (если таковые имеются) и другие характерные факторы. Также прогнозируется доход по таким акциям на следующие 3 года.

Оценка акций, у которых нет котировок, может понадобиться, чтобы рассчитать налог при наследстве, при выкупе эмиссионных бумаг компании, или при слиянии.

Открыть чат
Есть вопросы?
Здравствуйте! Чем Вам помочь?